?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Воля к смыслу - наиболее человеческий феномен, так как только животное не бывает озабочено смыслом своего существования 
Виктор Франкл

  Давно не секрет, что Россия переживает невиданный для мирного времени демографический кризис. Потери русского населения за последние годы сравнимы с потерями в мировой войне.  Одной из главных причин называется так нызываемая сверхсмертность русских  мужчин трудоспособного возраста. 

   Американский экономист и демограф Николас Эберстадт выдвинул гипотезу, согласно которой, причина лежит в душевном состоянии россиян или даже в загадочной  "русской болезни". 

   Почему он так решил? Подробно рассмотрев ряд обычных причин, он не нашел ни одну из них достаточной для объяснения невиданного феномена. Рост смертности в России не поддается никакому рациональному объяснению.

   Действительно, Россия не самая бедная в мире страна. Рост доходов за последнее десятилетие почти удвоился. Все равно,  - русские умирают.

    Пьют в России много но, вопреки устоявшимся легендам, зачастую  меньше, чем во многих странах Европы. Все равно, - русские умирают.

    Экология? Тоже нет. После распада СССР многие предприятия закрылись и воздух очистился. Все равно, цифры смертности в России зашкаливают.

    Система здравоохранения в России вполне сопоставима с европейскими системами. Тем не менее, смерть в России нещадно орудует своей косой.

     Что же происходит? Здесь тайна и ее надо попытаться приоткрыть. Выделим два обстоятельства. Первое - Эберстадт подчеркивает, что речь, несомненно,  идет о болезни, которой подвержены исключительно русские. Второе - увеличение смертности началось с уходом Хрущева и резко усилилось после распада Советского Союза. "С середины пятидесятых и где-то до начала шестидесятых в воздухе витало нечто, что невозможно измерить, но что, тем не менее, играет очень важную роль, – некоторое ощущение, что в Советском Союзе все же удастся построить успешную социалистическую систему. А к моменту смещения Хрущева этот новый эксперимент себя исчерпал. Надежды больше не было"  Именно утрату веры в светлое будущее считает ученый главной причиной депрессии русского общества. Депрессии, являющейся причиной высокой смертности. 

Так ли это?  И почему именно русские настолько чувствительны к таким общественным метаморфозам?

Надо заглянуть глубже и постараться понять, кто же вообще такие - русские?

Отступление: Фрейд подчеркивает как главную причину неврозов различные
крушения сексуальной жизни; австрийский психолог Виктор Франкл - крушение " стремления к смыслу ".  Здесь  я - сторонник Франкла. В своих книгах Франкл на множестве примеров показывает, как утрата смысла существования приводит к личностным трагедиям. Экзистенциальный вакуум, порожденный отсутствием идей и смысла бытия является главной составляющей душевного дискомфорта и душевных болезней, зачастую ведущих к смерти.  У русских же это проявляется особенно остро.

Поиск смысла жизни - характектернейшая черта русской ментальности. Вспомним "русских мальчиков" Достоевского, поглощенных мировыми проблемами. Они - несомненное выражение состояния русского духа.

Кто, как не русские любят поговорить "за жизнь"? И выпивают-то они не просто для веселья, а непременно для разговора "по душам", пытаясь "дойти до самой сути" , выяснить, наконец, в чем смысл бытия. Об этом интересно писал Александр Дугин в статье "Алкоголь и душа".    "...Во-первых, русские почти никогда не пьют в одиночку. В народе это считается “последней степенью падения”. Знаменитое на троих. Это свидетельствует о мистериальном характере всего предприятия. Люди отправляются в плавание, поддерживают друг друга, покидают тесные границы телесной дневной раздельности, перетекают в новый коллективный организм, пластичный и неожиданный. Потенциалы душ объединяются. Все смотрят общий интерактивный сон."
   Да, лично для меня русский человек это тот, - с кем выпив, пускаешься в путешествие в глубины бытия, открываешь внутренний космос. И конечно же, совершенно не обязательно этот человек славянского происхождения...

   Но русский разговор сосредоточен не столько на поиске личного смысла существования, сколько коллективного. "Мы" в России больше, чем "Я". Это одно из основных отличий России от Запада. Не помню у кого, кажется у философа Владимира Соловьева,  я читал замечательный пример и объяснение этому: На Западе уже много веков дома строят каменные, в России же - вплоть до конца 19-го столетия - в основном,  деревянные избы. Это наложило отпечаток на характер народа. Дело в том,что каменный дом можно и в одиночку сложить. Избу же строили всей деревней. Один бревна не потаскает. Русский вынужден был жить в коллективе, в тесной общине, подчиняясь ее интересам. Отсюда и особенное мышление русских. "За державу обидно" - выражение, которое могло появиться исключительно на русской почве.

  Но это еще не все. Русские, кроме того, были давно инфицированы мессианской идеей. Россия - Третий Рим, русские - народ-богоносец, мы - новый Израиль и т.д. Ощущение особой миссии внушалось и сопровождало русский мир очень долго. Поэтому, мессианские коммунистические идеи так легко легли на русскую почву, создав русско-еврейский ментальный симбиоз.

  
   Интересно, что еще в конце 50-х  средняя продолжительность жизни в СССР была практически такой же, как на Западе. Советский народ еще был полон надежд на хорошую жизнь в будущем. Главное, что удалось сделать большевикам (сейчас над этим смеются) - одухотворить производство, наполнить смыслом ежедневный тяжелый труд, всячески поощряя и продвигая "передовиков", внушая, что человек работает не столько для себя, сколько на благо всего народа. Оказалось, для психологического состояния русских это было очень-очень важно.

  Потом случился надлом. Народ перестал верить. Кто в этом виноват - совершенно отдельный вопрос. Когда в 1980 году вместо объявленного ранее коммунизма  состоялась Олимпиада, всем уже все было ясно. Над псевдосоциалистической номенклатурной системой смеялись в открытую. 
  
  И еще. Русский народ привык быть опекаемым. Над личностью всегда был кто-то более сильный. Помните, как в СССР государство или рабочий коллектив вмешивались даже в семейные споры граждан, проводя бесчисленные собрания и разбирая "недостойных". Никуда не денешься, это тоже часть русского бытия.

 С падением же Советского Союза неподготовленный народ был выброшен в пучину "свободного рынка". К тому же, весьма дикого. Ткань, соединяющая личность и общество, была надорвана.
Неудивительно, что далеко не все были готовы к такому повороту. Отсюда и депрессии и высокая смертность.

 Никакой новой "русской идеи" с тех пор не появилось, хотя попытки были и продолжаются. Подспудно многие понимают, насколько это важно. Русские не могут жить без сверхзадачи, без мессианской идеи, пронизывающей все их существование. Финны или голландцы могут, а русские нет. Так сложилось исторически. Без Великой цели русские умирают.  "Россия может быть великой или никакой" - увы, не пустые слова.

  Поэтому так понятна ностальгия по СССР. Пока не обретен новый смысл, пока не появилась новая "русская идея",
русские с полным правом могут сказать:

 Верните нам СССР - мы умираем без него! 

 

Tags:

Comments

( 45 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
borischerches
Feb. 20th, 2011 07:52 am (UTC)
Все правильно. Но как объяснить "сверхсмертность" трудоспособного русского населения? Эберстадт искал и не нашел...
(Deleted comment)
(no subject) - borischerches - Feb. 20th, 2011 08:12 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - borischerches - Feb. 20th, 2011 08:30 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - borischerches - Feb. 20th, 2011 09:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - ebemel - Feb. 20th, 2011 10:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - borischerches - Feb. 20th, 2011 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - laplandian - Feb. 25th, 2011 02:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - nyulia - Dec. 24th, 2011 02:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - laplandian - Feb. 25th, 2011 02:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - nyulia - Dec. 24th, 2011 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ivelinjj - Feb. 26th, 2011 09:09 am (UTC) - Expand
taii_liira
Feb. 20th, 2011 07:54 am (UTC)
исчезновение Идеи повлекло исчезновение СССР
вспомните фильм "Гараж" - там давлело и доминировало мелкособственническое настроение, с самого начала времен свойственное человеку
попытка это настроение изменить с самого начала обречена на провал
borischerches
Feb. 20th, 2011 07:58 am (UTC)
Да, Советский Союз 70-х это уже другое государство по сравнению не только с 30-ми, но и с 50-ми годами.
А настроение, мне кажется, уже меняется после наступившего у многих разочарования..
(no subject) - taii_liira - Feb. 20th, 2011 08:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - borischerches - Feb. 20th, 2011 08:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - taii_liira - Feb. 20th, 2011 08:09 am (UTC) - Expand
adjedan
Feb. 20th, 2011 08:41 am (UTC)
Что, на самом деле всё так (в смысле большая ранняя смертность)?
borischerches
Feb. 20th, 2011 08:59 am (UTC)
(no subject) - thaere - Aug. 28th, 2011 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - medicys - Feb. 20th, 2011 09:43 am (UTC) - Expand
borischerches
Feb. 20th, 2011 09:50 am (UTC)
Спасибо!
Часика через полтора освобожусь, сделаю.
annok
Feb. 20th, 2011 09:44 am (UTC)
русские лемминги...
permsk
Feb. 20th, 2011 10:10 am (UTC)
Либералы украли адекватную картину о членах общества

'Пузырь' надувают и дальше.
Крах будет почище финансового кризиса.

Это будет однозначно, если не привлекут адекватные конструктивные силы.
Никакой возврат в СССР невозможен.
Эволюцию общества нужно обеспечивать научно!
(Deleted comment)
borischerches
Feb. 20th, 2011 04:05 pm (UTC)
Re: А мне совершенно в другом видится ответ, почему русс
Не совсем согласен. Во многих странах 3-го мира людям платят меньше, чем в России. В Египте, например, живут на 2 доллара в день. Но такого, как в России, демографического кризиса там нет.
Голова у них по другому устроена, вот в чем дело:)
9_jizney
Feb. 20th, 2011 11:06 am (UTC)
Я извиняюсь за банальность, но, мне кажется, забыли очень простую причину плохого здоровья и высокой смертности именно мужского населения России. Алкоголизм.
borischerches
Feb. 20th, 2011 01:19 pm (UTC)
Да, это первое, что бросается в глаза. Но,похоже дело и не в алкоголе. Эберстадт об этом говорит в интервью.
К тому же, в России употребление алкоголя ниже, чем во многих других странах.
http://drugoi.livejournal.com/1949097.html
(no subject) - 9_jizney - Feb. 20th, 2011 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 9_jizney - Feb. 20th, 2011 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - borischerches - Feb. 20th, 2011 04:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ebemel - Feb. 20th, 2011 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - laplandian - Feb. 25th, 2011 02:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - ebemel - Feb. 25th, 2011 07:14 pm (UTC) - Expand
ug2010
Feb. 20th, 2011 02:29 pm (UTC)
Справедливость
Идея справедливости себя еще не исчерпала.Русскому человеку это свойственно в особенности. Союз,конечно же, не вернуть, но что-то похожее будет построено. Человеку необходимо, опять вернуться к тому понятию, что он физиологически связан с природой. И что именно природа должна стать Учителем для человека, и духовным и нравственным. Прошло чуть более 1000лет, с того времени, когда Владимир Красно Солнышко крестил Русь. И что, человек как-то изменился к лучшему? Нет! Технический прогресс налицо, а сущность человека не изменилась. Зависть, предательство, ложь,воровство и т. д.И вообще, мне кажется, что все наши беды от того, что мы постоянно пытаемся кого-то копировать: религия греческая, язык сегодняшнего дня - точно не Русский ( ВАУ, О кей ).Праздники - и христианские,и светские, и языческие. И живем по китайскому календарю. Сумасшедший дом.
borischerches
Feb. 21st, 2011 06:10 pm (UTC)
Re: Справедливость
Была Великая попытка построить справедливое общество, но она была побеждена очень разными обстоятельствами.
А то, что праздники празднуются и христианские, и светские, и языческие - так время такое. Мир становится большим рынком и границы стираются. Мы живем в огромной коммунальной квартире и, наверное, надо к этому привыкать.
Re: Справедливость - laplandian - Feb. 25th, 2011 02:40 am (UTC) - Expand
olgina67
Feb. 21st, 2011 03:20 am (UTC)
если подумать, то как раз поколение от 40 и относятся к группе риска - еще помнят стабильность жизни и способны оценить беспросветность того, что получли взамен. немудрено, что и алкоголизм, и стрессы, и инфаркты...
borischerches
Feb. 21st, 2011 06:05 pm (UTC)
Да уж!
Даже такой большой пирог, как Россия, не может накормить досыта всех желающих!
samovar_info
Mar. 7th, 2011 06:29 am (UTC)
Навороченная заметка, но кое в чём вы, думается, правы. Системный проигрыш бьёт по мужской части этноса, однако начало тотального слива- это горбачёвские времена, а уж при Ельцине "процесс пошёл" обвально.
borischerches
Mar. 7th, 2011 08:55 am (UTC)
Я еще хочу отметить или даже написать о том, что мало того, что системный проигрыш бьет по мужчинам, так бабы добивают мужика, отказываясь рожать ему детей, усугубляя тем самым кризис. Самое печальное, их можно понять...
(no subject) - samovar_info - Mar. 7th, 2011 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - nyulia - Dec. 24th, 2011 04:41 pm (UTC) - Expand
thaere
Aug. 28th, 2011 03:02 pm (UTC)
Скажут — и ошибутся.
Достижения СССР и стоили определённого надрыва — как в смысле ресурсов, так и в смысле целеполагания, и когда на нём дальше ехать не вышло, эту лошадь пристрелили.
Никто же не признается "верните нам напряг 10 часов в день ради синицы в облаках". А того, что ими было потрачено на "строительство коммунизма", вернуть нельзя "по закону энтропии".

(Это отчасти, конечно, личное мнение, но в большей степени другая точка зрения, то есть характеристика ситуации с другого ракурса; с учётом ряда исторических особенностей ушедшего периода. Признаюсь, я лично от него застал только самый хвост; но Вы, покинув страну, могли не увидеть уже нынешнюю ситуацию).
( 45 comments — Leave a comment )